Big Finish Productions — британская компания, специализирующаяся на выпуске аудио-продукции. Компания была основана в 1996 году, и с 1999 выпускает по сей день аудио-постановки, аудио-книги и прозаические рассказы, основанные на сериале и вселенной "Доктор Кто".

Работа Big Finish началась во второй половине 1998 года, когда компания начала выпускать аудио-варианты книг, повествующих о приключениях бывшей спутницы Седьмого Доктора — Бернис Саммерфилд. После получения лицензии на "Доктор Кто", компания начала выпускать оригинальные аудио-постановки и впоследствии короткие рассказы.

Ряд сценаристов, продюсеров, персонала и актёров, среди которых: Дэвид Теннант, Элизабет Слейден, Николас Бриггс, Гарет Робертс, Гэри Расселл, Пол Корнелл, Мэтт Джонс, Роберт Ширман и другие, работали на производстве сериалов "Доктор Кто", "Приключения Сары Джейн" и "Торчвуд".

История[править | править код]

  • Название компании происходит от эпизода под названием "The Big Finish?" из детской телепрограммы "Press Gang", написанной Стивеном Моффатом, который в 2010 году стал шоураннером телесериала "Доктор Кто".

Продуктовые линейки[править | править код]

Доктор Кто[править | править код]

Big Finish начали свои выпуски по "Доктор Кто" с серии ежемесячных полнометражных аудио-драм в формате четырёх двадцатипятиминутных эпизодов, отражающих формат, обычно используемый оригинальным телесериалом. В релизах фигурировали: Пятый, Шестой, Седьмой и, начиная с 2001 года, Восьмой Доктор, все изображённые их оригинальными актерами. В 2007 году была создана отдельная ежемесячная серия одночасовых приключений Восьмого Доктора, которая длилась четыре серии, прежде чем её сменил формат бокс-сетов.

В 2012 году, после бокс-сета "Потерянные Истории", Том Бейкер вернулся к роли Четвёртого Доктора в совершенно новой серии приключений. К сожалению, к тому времени актёры компаньов Элизабет Слейден, Ян Мартер и Николас Кортни уже умерли. Том Бейкер смог записать сезон историй с Мэри Тамм до её смерти в 2012 году, но в основном был в паре с Луизой Джеймсон. Big Finish, по состоянию на 2015 год, успешно набирает всех выживших актёров компаньонов классической эпохи, чтобы повторить их первоначальные роли, за исключением Джекки Лейн. Кроме того, оба актёра компаньонов из телевизионного фильма 1996 года, Дафни Эшбрук и Йи Джи Цо, записали несколько релизов для компании, но изображали разных персонажей, так как компания не имеет прав на киногероев, не относящихся к "Доктор Кто". Нынешняя лицензия Big Finish на производство аудиопродукции по "Доктор Кто" продлится до 20 июня 2025 года.

Связь с текущими ТВ-сериями[править | править код]

Наряду с полнометражными аудио-драмами, в 2007 году Big Finish запустили ежемесячные серии под названием "Хроники Спутников", включающий часовые "расширенные аудиокниги", рассказанные в основном бывшими компаньонами Доктора. Спутник рассказывает о приключении, связывая события с персонажем-слушателем, в то время как обычно ещё одну главную роль в рассказе исполняет другой актёр.

Многочисленные сотрудники Big Finish, включая Дэвида Теннанта, Джорджию Моффетт, Николаса Бриггса, Гарета Робертса, Гэри Рассела, Марка Гейтисса, Пола Корнелла, Мэтта Джонса и Роберта Ширмана, отправились работать на "Доктор Кто", "Приключения Сары Джейн" и "Торчвуд". Эпизод Ширмана "Далек" был непосредственно основан на его аудио-драме "Юбилей".

Многие из них, такие как Бриггс, ранее были вовлечены в производство нелицензированной аудио и видеопродукции. В настоящее время Бриггс выступает в качестве исполнительного продюсера Big Finish, одновременно с его текущей работой над озвучкой в сериале BBC Wales. Ряд актеров из телесериала BBC Wales работали с Big Finish после того, как стали известны на телевидении, но играли персонажей, отличных от их телевизионных ролей. Среди них, например, Артур Дарвилл и Ноэль Кларк.

В конце 2012 года Big Finish объявили, что они сотрудничают с AudioGO для производства серии из 11 аудиодрам в 2013 году, чтобы отметить 50-летие франшизы, серии под названием Destiny of the Doctor. Это были первые постановки Big Finish с участием Девятого, Десятого и Одиннадцатого Докторов. В нём участвовали актёры из серии "Возрождение", включая Кэтрин Тейт и Дженну Коулман в качестве читателей.

В последующие годы BBC стали проявлять различную степень снисходительности с точки зрения расширения лицензии. Ряд историй содержал намеки на войну времени, особенно "Тёмные Глаза" в 2012 году и "Галлифрей VI" в 2013 году. История "Происхождение" была изменена перед выпуском, добавив изображение ТАРДИС, увиденной в телевизионном сюжете "Имя Доктора" и косвенные отсылки на Клару Освальд. Кроме того, на обложке "UNIT: Доминион" была изображена будущая ТАРДИС Доктора с внешним видом из эпохи Одиннадцатого Доктора. Однако многие ссылки в прошлом были в состоянии обойти лицензионные ограничения из-за расплывчатости: в рассказе 2006 года "Царетворец" упоминался "северный парень с большими ушами"; в рассказе 2010 года "История Кляйн" присутствовали цитирования из "Крушение во времени".  В "Город башен" Доктор сообщает Джейми, что даже орды Чингисхана не смогли открыть двери ТАРДИС. Девятый Доктор в будущем точно такую же фразу скажет Розе. Более поздние истории, такие как "Луна Романа", наряду с многочисленными сериями аудиосериала "Галлифрей" и "новые приключения Бернис Саммерфилд", более прямо ссылались на эскалацию конфликта на Галлифрее. Наконец, аудиоадаптация Романа "поврежденные товары" компании напрямую ссылалась на Институт Торчвуда и последнюю великую войну времени.

Примерно в августе 2014 года выяснилось, что условия лицензии изменились и теперь она была расширена. Big Finish объявили, что они будут выпускать истории с участием Уинстона Черчилля, Стракса, Ривер Сонг и UNIT, показанного в новой версии сериала. А также выпустят новый бокс-сет под названием "Классические Доктора, новые монстры", в котором будут представлены новые виды инопланетян, такие как Плачущие Ангелы, Джудуны и Сонтаранцы, с которыми столкнулись Десятый, Одиннадцатый и Двенадцатый Доктора. Они также объявили, что получили права на производство аудио-драм по мотивам спин-оффа телесериала "Торчвуд".

В октябре 2015 года Big Finish объявила, что Джон Хёрт повторит свою роль Военного Доктора в серии бокс-сетов, посвящённых войне времени, а также будет выпущен приквел с Полом МакГанном в главной роли в качестве Восьмого Доктора на ранних стадиях войны. Компания последовала этому объявлению, раскрыв набор приключений Десятого Доктора с участием Дэвида Теннанта и Кэтрин Тейт, запланированных к выпуску в следующем году, что ознаменовало первый настоящий набег компании на современный сериал "Доктор Кто".

Примерно в начале 2018 года Николас Бриггс подтвердил во время выпуска вопросов и ответов на своем Facebook, что лицензия Big Finish была ещё больше расширена и теперь включает в себя эру Двенадцатого Доктора.

Спин-Оффы[править | править код]

Помимо историй с участием Доктора, Big Finish выпустили множество спин-оффов, относящихся ко вселенной "Доктор Кто" или являющимися её альтернативами.

Спин-оффы телевизионных спин-оффов[править | править код]

Кроме того, Big Finish обеспечили себе права на производство аудиоисторий, основанных на телевизионных спин-оффах сериала "Доктор Кто".

  • "Класс" – истории с участием студентов Коал-Хилл из телесериала "Класс".
  • "Торчвуд" – рассказы с участием всех героев одноименного телесериала.
    • "Aliens Among Us" –
    • "God Among Us" –
    • "Torchwood One" –
Следует Дописать

Книги[править | править код]

На протяжении большей части 2000 годов Big Finish дополняли свою аудио-линию серией сборников коротких рассказов под названием "Короткие Путешествия" – продолжением серии, созданной BBC Books. Большинство томов были посвящены конкретным темам, причём большинство книг содержали по крайней мере по одной истории для каждого из первых восьми Докторов, а также истории, посвящённые другим персонажам. После того как BBC Books в конце 2005 года отказалась от своих романов в пользу сосредоточения внимания на нынешнем Докторе, короткие рассказы Big Finish стали единственным источником официально лицензированной художественной литературы с участием первых восьми Докторов.

В апреле 2009 года Big Finish были вынуждены прекратить свою серию антологий "Короткие Путешествия", когда BBC не продлили свою лицензию на публикацию прозаических историй, связанных с "Доктор Кто". Однако в феврале 2010 года Big Finish объявили, что они решили продолжить выпуск серии "Короткие Путешествия" в формате аудиокниг с участием совершенно новых авторов. Big Finish также опубликовали прозаическую литературу с участием таких персонажей, как Эримем, Бернис Саммерфилд и Айрис Уайлдтайм.

Другие работы[править | править код]

Big Finish ранее выпускали оригинальные аудио-драмы, основанные на таких франшизах, как: Sapphire & Steel, Stargate SG-1, 2000 A. D., Highlander и The Tomorrow People, и продолжают выпускать оригинальные аудио-драмы, основанные на ряде других франшиз, включая Dark Shadows, Blake'S 7, Sherlock Holmes, The Avengers, Terry Nation's Survivors, The Omega Factor и The Prisoner.

Совсем недавно Big Finish также выпустили ряд оригинальных и переработанных релизов, основанных на работах знаменитых телевизионных продюсеров Джерри и Сильвии Андерсон, включая Captain Scarlet и the Mysterons, а также Space: 1999. Они также выпускали полностью оригинальные комедийные и научно-фантастические аудио-драмы.

Big Finish также опубликовали оригинальную прозу, в том числе Love Songs For the Shy & Cynical и других сборников рассказов Роба Ширмана и The Mervyn Stone Mysteries от Nev Fountain.

Ссылки[править | править код]

  • Официальный сайт компании Big Finish.
  • Официальный аккаунт Big Finish в Twitter.
  • Официальный канал Big Finish на YouTube.
  • Официальный аккаунт Big Finish в SoundCloud.