ФЭНДОМ

Существующая репрезентация ЛГБТ во вселенной «Доктора Кто» является важной темой как для многих фанатов, что отмечено в документальном ролике «LGBTQ In The Worlds Of Doctor Who» (2017) и книге «Queers Dig Time Lords» (2009), так для шоураннеров современного сериала - Расселла Т Дэвиса, Стивена Моффата и Криса Чибнелла.

ИсторияПравить

Оригинальный сериал (1963-1989)Править

Варис Хуссейн, первый режиссёр «Доктора Кто» и открытый гомосексуал, во время интервью для The Fan Show рассказал о том, что изначально сериал не затрагивал ЛГБТ-тематику, как и многие другие программы того времени. Более того, на территории Англии гомосексуальные отношения были декриминализованы лишь в 1967 году, и начался долгий процесс восстановления равенства в правах.

В энциклопедии «The Television Companion» (1998) указывается, что многие фанаты оригинального сериала полагали, что Доктор асексуален, указывая в качестве доказательств комментарий из серии «Город смерти» (1979), где Четвёртый Доктор называет графиню Скарлиони «красивой женщиной, наверное». В документальном ролике «Getting Blood from the Stones» (2007) к серии «Камни крови» Том Бейкер утверждает, что он действительно играл роль Доктора как пришельца, которому чужда человеческая сексуальность, иногда выражая это визуальными комическими моментами. Колин Бейкер, игравший Шестого Доктора, также описывал аромантические качества Доктора, утверждая, что любовь - человеческая эмоция, которая ему чужда.

В интервью к DVD-релизу серии «Проклятие Фенрика» (1989) сценарист Йен Бриггс раскрыл, что история доктора Джадсона основана на реальном учёном Алане Тьюринге, и важным сюжетным элементом должна была стать его невозможность выражать свою настоящую сексуальную ориентацию в 1940-х, однако было решено не использовать подобную тематику в семейной программе, и Бриггс переписал сюжет таким образом, что доктор Джадсон страдает от инвалидности.

Рона Манро, сценарист серии «Выживание» (1989), рассказала в интервью, что прописала отношения Эйс и Карры с гомосексуальным подтекстом, из-за чего можно считать, что Эйс является первым ЛГБТ-спутником в сериале.

Расширенная вселенная (1990-2004)Править

Многие персонажи классического сериала продолжили появляться в официальных историях расширенной вселенной - книгах, аудиопьесах, комиксах. Нескольким из них была прописана личная жизнь, ранее отсутсвовавшая в сериале. Так, в романе «Счастливые концовки» (1996) было раскрыто, что Майк Йейтс живёт со своим партнёром Томом, в фильме спин-оффа « P.R.O.B.E.» Лиз Шоу состояла в отношениях с Патрицией Хаггард, а в аудиопьесе «Полноценная жизнь» (2016) представлена альтернативная временная линия, в которой Адрик перестал путешествовать в ТАРДИС и женился, а после того как стал вдовцом - вышел замуж.

Первая недвусмысленная репрезентация ЛГБТ во вселенной «Доктора Кто» принадлежит книжной серии Virgin New Adventures, где продолжились приключения Седьмого Доктора после закрытия сериала. В романе «Повреждённые товары» (1996) от Расселла Т Дэвиса важную роль в сюжете играет британская гей-культура 1980-х, спутник Доктора Крис Кведж также посещает клуб, а сам персонаж прописан как бисексуал.

В фильмах спин-оффа Лиз Шоу « P.R.O.B.E.» от Марка Гейтисса также впервые были показаны романтические отношения между двумя мужчинами, Люком и Кристианом.

В 1996 году вышел американский «Доктор Кто: Фильм», и крайне противоречивую реакцию среди фанатов вызвал поцелуй нового Восьмого Доктора с Грейс Холлоуэй, что упоминается во многих источниках, в том числе в документальном эпизоде «The Doctors Revisited - The Eighth Doctor» (2013). Тем не менее, идеи романтической жизни Доктора получили продолжение в книжной серии «Приключения Восьмого Доктора», и не всегда в гетеросексуальном виде - согласно писательнице Кейт Орман, взаимоотношения Доктора с музыкантом Карлом Садеги в её романе «Год разумных тигров» (2001) следует воспринимать как романтические. Ещё одна книга Кейт Орман, «Я, Видящий» (1998), прописала спутницу Сэм Джонс как бисексуалку.

В 1999 году вышла пародийная история «Проклятие неизбежной смерти» от Стивена Моффата, где он довёл до крайности идею романтической жизни Доктора, когда альтернативный Девятый Доктор и его спутница Эмма объявляют, что собираются пожениться. В ходе истории Доктор несколько раз регенерирует, и в конечном итоге становится женщиной - это воплощение Доктора также хочет жениться на Эмме, однако та не согласна.

Тем временем в комиксах Doctor Who Magazine Восьмой Доктор путешествовал с Иззи Синклер, она была изначально создана Аланом Барнсом как лесбиянка, и на это намекают некоторые моменты из комиксов. Финальная история показывает её поцелуй с Фэй и принятие собственной ориентации.

Новый сериал (с 2005)Править

Расселл Т Дэвис, вернувший «Доктора Кто» на экраны, считал репрезентацию важной задачей. По его собственным словам, «сексуальность изменчива», и именно так в 1 сезоне было установлено, что понятие человечества о сексуальной ориентации через несколько столетий полностью эволюционирует. Первым омнисексуальным спутником в сериале становится Джек Харкнесс родом из 51 века. В финале сезона он на прощание целует и Розу, и Девятого Доктора.

Однако эра Расселла Т Дэвиса не обошлась без критики. В эпизоде «Пришельцы в Лондоне» (2005) Роза обзывает Доктора «геем», когда тот жалуется на пощёчину Джекки. Эту серию написал сам Дэвис, и он объяснил фразу тем, что пытался передать как люди того времени разговаривают в реальной жизни.

С 2006 по 2011 год выходил спин-офф «Торчвуд» с Джеком Харкнессом. Ориентированный на более взрослую аудиторию, он больше затрагивал сексуальную тематику. Каждый из главных героев в 1 сезоне оказался как минимум в одной не-гетеросексуальной связи; одной из важных сюжетных линий сериала являются отношения Джека с Йанто Джонсом, в нескольких сериях также появляется его прошлый любовник, капитан Джон Харт.

Одним из главных героев другого спин-оффа, «Приключения Сары Джейн» (2007-2011), ориентированного на более детскую аудиторию, является Люк Смит, приёмный сын Сары Джейн. В 4 сезоне Люк отправляется в университет и рассказывает друзьям о своём новом знакомом Санджее. В 5 сезоне Люк должен был совершить каминг-аут и Санджей должен был стать его парнем, однако съёмки сериала были завершены из-за гибели Элизабет Слейден. В 2020 году вышел снятый во время пандемии коронавируса мини-эпизод «Прощай, Сара Джейн», где Люк и Санджей показаны как семейная пара.

С 2010 года «Доктор Кто» выходит под руководством Стивена Моффата, и в его сериях также появляется несколько ЛГБТ-персонажей. В том числе агент ФБР Кантон Эверетт Делавэр III из двухсерийки «Невозможный астронавт» / «День Луны» (2011), который состоит в отношениях с темнокожим мужчиной, о чём разговаривает с президентом США.

В нескольких сериях появляется женатая пара - силурианка мадам Вастра и её служанка Дженни Флинт, которые раскрывают преступления в Лондоне 1890-х. Во время первого появления эхо Клары Освальд рассказывает о своём романтическом опыте с девушкой по имени Нина, а позже сама Клара несколько раз упоминает навыки поцелуев писательницы Джейн Остин - бисексуальность Клары становится очевидной в новеллизации Моффата «День Доктора» (2017), когда она рассматривает возможность пойти на свидание с Кейт Стюарт.

В эпизоде «Мужья Ривер Сонг» (2015) упоминается, что у Ривер было несколько жён. В эпизоде «Тук-тук» (2017) один из персонажей упоминает своего дедушку, который путешествует вместе со своим парнем, изначально этим дедушкой должен был стать Гарри Салливан, бывший спутник Доктора, однако отсылку решено было вырезать.

В 2016 году вышел спин-офф «Класс» от Патрика Несса, одной из основных сюжетных линий которого являются отношения Чарли и Маттеуша.

Билл Поттс стала первой основной спутницей с гомосексуальной ориентацией, появившись в 10 сезоне (2017). Её ориентация была установлена в первом эпизоде, и девушка Хэзер, которой она заинтересовывается, оказывается важным персонажем для финала сезона, где был показан их поцелуй, и они вместе отправляются путешествовать по вселенной. В новеллизации Пола Корнелла «Дважды во времени» (2018) было подтверждено, что они прожили вместе долгую жизнь. Пара Билл и Хэзер была названа так в честь Уильяма «Билла» Хартнелла и его жены Хэзер.

С 2018 года «Доктор Кто» выходит под руководством Криса Чибнелла, и перед выходом 11 сезона последовало несколько заявлений BBC о том, что стоит ожидать хорошую репрезентацию ЛГБТ. Результатом оказалось несколько второстепенных персонажей, которые упоминают своих погибших партнёров, либо сами погибают через несколько минут на экране, что было раскритиковано фанатами. В 12 сезоне ситуация изменяется с возвращением Джека Харкнесса в эпизоде «Джудунский беглец» (2020) и участием в эпизоде «Праксей» (2020) семейной пары, Джейка и Адама, которые не только доживают до конца, но и целуются, когда Доктор помогает спасти Адама на своей ТАРДИС.

Расширенная вселенная (с 2005)Править

Множество ЛГБТ-персонажей также появляется в аудиопьесах Big Finish Productions.

В трёх хрониках с Первым Доктором и Стивеном, вышедших в 2011 году, участвует новый спутник Оливер Харпер. Родом из Лондона 1960-х, где гомосексуальность всё ещё преследуется законом, он держит свою ориентацию в тайне от путешественников, считая, что его выгонят из ТАРДИС. Когда этот секрет раскрывается, Стивен (родом из далёкого будущего) удивляется почему это вообще нужно скрывать, а Доктор заверяет Оливера, что преследование - «преступление общества», а не его ориентация.

С 2015 года Big Finish выпускают аудиопьесы по «Торчвуду». Расселл Т Дэвис помог разработать сюжетные элементы официального продолжения сериала, 5 сезона под названием «Пришельцы среди нас» и 6 сезона «Бог среди нас», где участвуют двое новых гомосексуальных героев, юный Тайлер Стил и 60-летний Сент-Джон Колчестер, который состоит в браке с Колином Прайсом. Также одним из героев становится инопланетная Орр, предпочитающая обращение «they/them» и «Mx» (вместо Mr, Ms или Mrs). Включение Колчестера стало особенно важным для Дэвиса, как репрезентацию гей-персонажа в возрасте и в браке.

В 2018 году в расширенной вселенной появились два трансгендерных персонажа, Салли Солтер в новеллизации Дэвиса «Роза» и Элеанор Блейк в аудиопьесе «Обратный отсчёт Джабари». Ранее трансгендерная репрезентация в сериале не была особенно примечательной, чаще всего вызывая к себе критику, как, например, Кассандра О’Брайен.Δ17, 708 пластических операций которой довели её до состояния куска кожи с глазами и ртом, и она упоминает, как была на Земле «маленьким мальчиком». Или фраза Одиннадцатого Доктора про коня, который «из-за жизненных выборов» желает, чтобы его звали Сьюзан.

За кулисамиПравить

Над созданием оригинального сериала работали многие ЛГБТ-персоналии, в том числе продюсер Джон Нейтан-Тёрнер, режиссёр Варис Хуссейн, сценарист Виктор Пембертон, актёры спутников Йен Мартер, Мэттью Уотерхаус, актёры второстепенных персонажей Тревор Бакстер, Беатрикс Леманн, Робин Филлипс, Макс Эдриан, Джеффри Бейлдон, Дэвид Спенсер, Леонард Сакс, Питер Уингард и др.

Возрождением «Доктора Кто» на экраны в 2005 году занимались Расселл Т Дэвис и Фил Коллинсон. Также для сериала писали сценаристы Марк Гейтисс и Гарет Робертс. Среди ЛГБТ-актёров: Джон Барроумен, Мэтт Лукас, Дерек Джекоби, Шэрон Д. Кларк, Саймон Каллоу, Ричард Уилсон, Эндрю Хейден Смит, Расселл Тови, Иэн МакКеллен, Йен Халлард, Джонатан Бэйли, Роберт Уэбб, Джон Сешнс, Бетани Блэк, Алан Камминг, Стивен Фрай, Иэн Гелдер и др.

Над расширенной вселенной также работали Скотт Хэндкок, Джеймс Госс, Сэмюэл Барнетт, Том Аллен, Тим Фоли, Тея Кокрейн, Ребекка Рут, Лайла Стёрджес, Джуно Доусон, Сэнди Токсвиг, Мириам Маргулис, Саймон Расселл Бил, Кристофер Биггинс, Адель Андерсон и др.